Развитие внимания
Внимание – это сквозной психический процесс, который проявляется в любом виде деятельности, и состоит он в направленности нашего сознания на конкретный предмет, будь то уроки или игра. Но если в игре чаще проявляется непроизвольное, спонтанное внимание, то учебная деятельность требует от ребенка осознанной концентрации. Но внимание – это гибкий психический процесс, его возможно развить, как мышцу в теле, выполняя определенные упражнения.
Для учеников первого класса хорошо подойдут задания, связанные с поиском спрятанных предметов и слов, поиском вещей в квартире или на улице, поиском различий, закрашиванием определенных элементов рисунка и т.п. Это должно быть что-то, что интересно ребенку, поэтому исходите из его увлечений. Следите за тем, чтобы он добивался результата в своих хобби, а не бросал на полпути (например, дорисовал картинку, дособирал конструктор). Вначале ребенок учится фокусировать свое внимание на интересных для него занятиях, затем постепенно переносит этот навык на менее увлекательные дела, потому что «мышца» внимания получает достаточно развития.
Способствовать развитию внимания могут также различные тренажеры внимания, выполненные в виде красочных и увлекательных игр на мобильные устройства, планшеты, компьютеры. Здесь важно, чтобы именно родители подобрали подходящие для ребенка игры, выбрав то, что имеет педагогическую и психологическую ценность, а не служит только для развлечения. Одним из таких тренажеров могут выступать «Таблицы Шульте» – методика, разработанная немецким психотерапевтом Вальтером Шульте. Таблицы представляют собой клеточки с разбросанными цифрами, задача ребенка – показать их в правильной последовательности. Предлагайте ребенку добиваться все более и более высокого результата, соревноваться с кем-либо – здесь азарт и соперничество станут хорошими помощниками. При этом занятия на компьютере или телефоне не должны быть продолжительными, они – только дополнительная помощь, но не основной инструмент развития внимания.
Чаще расспрашивайте ребенка о том, что он заметил, что запомнил, что ему понравилось. Добивайтесь конкретики. После просмотра мультфильма, например, попросите описать, какой персонаж ему понравился и чем; помогите пересказать сюжет: с чего все началось, что было дальше, чем закончилось; предложите сделать иллюстрацию к мультфильму. Так развиваются и внимание, и память, и мышление, и речь, и воображение.
Во время прогулок важно привлекать внимание ребенка к мелочам, а также реагировать на его замечания, отталкиваться от его предпочтений. Например, если ребенок интересуется техникой, можно определять марки машин, если животными – породы гуляющих собак. Фокусировка на мелочах, которые мы обычно не замечаем, помогает развивать направленное внимание. Главное, чтобы ребенку было интересно, чтобы он был эмоционально включен в процесс. Тогда занятие будет проходить незаметно, словно игра, но при этом сохранит свою ценность.
Развивая внимание, нельзя забывать о его поддержке на физиологическом уровне. Для детей, особенно учеников младших классов, очень важны четкий и стабильный распорядок дня и здоровый сон. Перед тем, как приступать к домашнему заданию, хорошо будет прогуляться, чтобы мозг ребенка был насыщен кислородом. Также можно выполнить с ребенком дыхательные упражнения (вдох через нос, на пару секунд задержать дыхание, выдох через рот, медленно и спокойно, в удобной позе).
https://schoolpsychologist.tb.ru/#header
Селезнёва Мария Николаевна,
Школьный психолог