Предшкола
Предшкола » Инновационное оборудование

Предшкола: инновационное оборудование

В рамках проекта «Предшкола: стандарт детского сада» для педагогов дошкольного образования Московской области был разработан актуальный перечень оборудования, который способствует созданию благоприятных условий для подготовки детей к школе, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, развитие их способностей и творческий потенциал. Помимо развития индивидуальных способностей ребенка перечень выполняет коммуникативную функцию — помогает развивать навыки сотрудничества ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО,   ФОП ДО, а также санитарным правилам.

В современном дошкольном образовании применяется принцип вариативности, который позволяет образовательным организациям создавать развивающую предметно-пространственную среду (далее — РППС) в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее — ФОП ДО). Эта среда формируется на основе образовательной программы организации.

При формировании РППС образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования, важно учитывать следующие компоненты:

• Разнообразие использования предметов: ширмы, мягкие модули, маты и другие элементы, позволяющие детям использовать их в различных игровых и образовательных ситуациях;

• Возможность изменений: среда должна быть гибкой, чтобы можно было легко изменять ее функции в зависимости от текущих потребностей и задач;

• Периодическая сменяемость материалов: регулярное обновление игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую и двигательную активность детей;

• Соответствие возрасту и образовательной программе: среда должна соответствовать возрастным особенностям детей и содержанию образовательной программы;

• Доступность и безопасность: свободный доступ детей к играм, игрушкам и материалам, а также обеспечение надежности и безопасности оборудования;

• Материалы для развития навыка чтения и формирования элементарных математических представлений: печатные буквы, слова, книги с крупным шрифтом, пособия с цифрами, настольные игры с буквами и цифрами;

• Гигиенические, педагогические и эстетические требования: соответствие среды гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям, включая единство стиля, гармонию цветов и пропорциональность предметов мебели.

Эти компоненты помогают создать благоприятную и развивающую среду, способствующую всестороннему развитию детей дошкольного возраста.

Пространство РППС в образовательной организации играет ключевую роль в развитии, обучении и эмоциональном благополучии детей. Важность развивающей предметно-пространственной среды отображают следующие аспекты:

• Развитие потенциала каждого ребенка: РППС способствует раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка, учитывая его возрастные и психологические особенности;

• Эмоциональное благополучие: среда должна быть организована таким образом, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно, это способствует их эмоциональному благополучию;

• Поддержка здоровья: РППС учитывает физические и психические особенности детей, обеспечивая сохранение и укрепление их здоровья;

• Мотивация педагогов: Среда должна стимулировать профессиональный рост

педагогов и поддерживать их мотивацию к работе;

• Вовлеченность родителей: РППС открыта для родителей. Стимулирует их вовлеченность в образовательный процесс;

• Реализация образовательного потенциала: среда создает основу для полноценной реализации образовательного и воспитательного потенциала ребенка,

обеспечивая:

− развитие учебных навыков и укрепление здоровья;

− организацию индивидуального процесса обучения;

− формирование позитивной самооценки и уверенности в собственных способностях;

− создание равных условий для всех воспитанников;

− возможность знакомства с историческими и культурными традициями;

− поддержание семейных и нравственных ценностей.

• Безопасность: РППС должна быть безопасной, что включает в себя соблюдение санитарно-эпидемиологических, противопожарных и других требований;

• Многофункциональность и изменяемость: среда должна быть многофункциональной и изменяемой, чтобы дети могли проводить различные занятия и активно участвовать в образовательном процессе;

• Доступность и вариативность: все дети должны иметь возможность пользоваться предметным окружением и игрушками, а также иметь доступ к разнообразным игровым материалам;

• Информативность и понятность: Среда должна быть информативной и понятной для детей разного возраста и способностей, чтобы они могли легко и комфортно заниматься различными видами деятельности.

Таким образом, РППС является основой для создания безопасного, комфортного и развивающего пространства, способствующего всестороннему развитию не только детей, но и педагогов в образовательной организации.

Совместное использование современных и традиционных технических средств в дошкольном образовании позволяет достичь следующих результатов:

• Повышение интереса и мотивации детей: современные технологии, такие

как интерактивные доски, планшеты и компьютеры, могут сделать образовательный процесс более увлекательным и интересным для детей;

• Вариативность форм работы: использование традиционных и современных

средств позволяет разнообразить методы обучения, предоставляя детям возможность работать с различными материалами и инструментами;

• Развитие навыков и компетенций: современные технологии могут способствовать развитию у детей логического мышления, креативности, умения решать задачи и навыков работы с компьютером;

• Поддержка индивидуального подхода: современное использование средств

позволяет учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, обеспечивая персонализированный подход к обучению;

• Повышение результативности образования: сочетание традиционных и современных средств способствует более эффективному усвоению материала и улучшению образовательных результатов.

В рамках образовательной программы проводятся занятия с использованием интерактивной песочницы-стола и интерактивного пола. В этих занятиях участвуют следующие специалисты:

−             воспитатель;

−             педагог-психолог;

−             логопед;

−             дефектолог;

−             инструктор по физической культуре.

Занятия могут состоять из нескольких взаимосвязанных элементов:

−             моделирование различных ситуаций и сред с помощью технологий дополненной реальности, что позволяет трансформировать игровое пространство и создавать новые возможности для взаимодействия;

−             активное изучение окружающего мира детьми посредством подвижных форм,

включающее распознавание жестов, фигур, форм и цветов с использованием специальных программ.

По мере продвижения занятий, следует делать упор на:

−             развитие ловкости, меткости и координации движений;

−             улучшение зрительно-моторной координации, усидчивости и памяти ребенка;

−             расширение словарного запаса;

−             активное взаимодействие и коммуникацию со взрослыми и другими детьми

(включая сверстников и другие возрастные категории) в различных коллективных и творческих играх;

−             развитие коммуникативных навыков в совместной работе, где дети согласовывают свои действия и объединяют усилия для достижения общей цели, что способствует развитию речи, командной работы и подготовке к школьному обучению.

Создавая комплекты и программное обеспечение для детей дошкольного возраста, региональный центр «Предшкола: стандарт детского сада» учитывает требования ФГОС ДО и обеспечивает условия для эффективной работы дошкольных педагогов. Разработанное оборудование предназначено для подготовки детей к школе и может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Региональный центр «Предшкола» предлагает один комплект оборудования для каждой дошкольной образовательной организации, а также комплекты для индивидуальной работы, рассчитанные на 5–12 детей.

Представленные комплекты и оборудование рассчитаны на детей в возрасте от 4 до 12 лет, что охватывает среднюю, старшую и подготовительную группы дошкольного отделения и все классы начальной школы. Это позволяет успешно и эффективно реализовывать программу преемственности между дошкольными учреждениями и начальными школами.

Предлагаемые комплекты и оборудование обеспечивают реализацию основной образовательной программы и включают совокупность образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • −             познавательное развитие;
  • −             речевое развитие;
  • −             художественно-эстетическое развитие;
  • −             физическое развитие.

Указанные комплекты и оборудование могут быть использованы в следующих видах деятельности:

  • −             игровой;
  • −             двигательной;
  • −             коммуникативной;
  • −             познавательно-исследовательской;
  •  −             творческой.


Категория: Инновационное оборудование | Добавил: baurov (03.09.2025)
Просмотров: 6