Основная школа »

Сценарий проведения классного часа на тему "О хлебе насущном замолвите слово"
Сценарий классного часа на тему: «О хлебе насущном замолвите слово».
Цель: дать представление о значимости хлеба

Задачи: формирование нравственного воспитания и уважение к человеческому труду

Форма: беседа, выступление учащихся с чтением стихов и поговорок по теме, чаепитие по народными традициями.

Два ученика ( девочка и мальчик ) загадывают загадки о хлебе:


Ведущий: Он каждый день на нашем столе
Без него не обходится ни завтрак, ни обед.
Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни.
Он наш верный друг, имя которого мы произносим с
Любовью и теплотой. Его имя – ХЛЕБ.
Народная мудрость гласит: « Нет лучшего в мире цвета, чем пшеничный колос, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба».

Один ученик:
Дороже и злата и соболя
Он – всем и всему голова.
У хлеба значенье особое
Державные держит права.
И так повелось это исстари!
Изба пирогами красна
Хлеб – наиглавнейшая исповедь
Пред жизнью, во все времена.
Ведущий: Свой классный час мы назвали « о хлебе насущном замолвите слово». О хлебе насущном, т.е. совершенно необходимом для существования. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки сколько лет хлебу?
Слово знатокам.
происходит от слова пахать.
Ведущий Первый знаток – об истории хлеба.
Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тыс. лет. Правда, первый хлеб имел вид жидкой каши. Но однажды во время приготовления зерновой каши, как предполагают археологи, часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.
В древнем Египте 5-6 тыс. лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен.
Слово «Хлеб» произошло от греческого «клибонос» - горшочки специальной формы для выпечки. Самое распространённое культурное растение на земле – это пшеница. Что же означает это привычное для нас слово? В толковом словаре живого великого русского языка В.И.Даль пишет: «Пшеница, женского рода – хлебное, колосовое растение. Слово пшеница - А вот еще одна интересная и немного забавная история, которую нашли наши знатоки на страницах книги Гиляровского «Москва и москвичи.
Второй знаток – На Тверской улице высится здание бывшего булочника Филиппова. Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. Черный хлеб, калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. Пробовали печь на месте, да не выходило. – Вода невская не годится ! – объяснял Филиппов. И вдруг появилась новинка – это сайка с изюмом. Вышло это очень просто. Каждое утро горячие сайки от Филиппова подавались к чаю тогдашнему диктатору Москвы генерал – губернатору Закревскому. Э…то что за мерзость ! Подать сюда булочника Филиппова – заорал как – то властитель за утренним чаем.Слуги, не понимая в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.
- э…то что ? Таракан ? – и сует сайку с запеченном тараканом.
- и очень даже просто ваше превосходительство, - поворачивает перед собой сайку старик.
- это изюминка - с! И съел кусок с тараканом.
- врешь, мерзавец.! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!
Бегом взбежал в пекарню Филиппов схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и ввалил.
Через час Филиппов угощал Закревсого сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было.
Ведущий –Мы привыкли, что хлеба на нашем столе вдоволь,а еще и сладости
Но были и другие дни, лихие годы. Занималась над землею заря. По-рассвет-
ному тихими и прохладными были улицы городов. Вероломно, без объявле-
ния войны, фашистские полчища вторглись на нашу землю. Началась Вели-
кая Отечественная война. Горели хлеба, кричали младенцы на груди умираю-
щих матерей. Сумеете ли вы понять, что выстрадал наш народ в эти годы?
Второй ученик – На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел
- Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел, его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит
Он точно знает: хлеба нет!
Ведущий – 1941 год Ленинградская блокада. Город во вражеском кольце.
Он отрезан от большой земли. 900 дней мук, слез, горестей, смертей, надежд,
тревог, труда и борьбы вынесли ленинградцы. В сентябре в городе выдавали 250 гр.хлеба на рабочего и 125 гр. – на ребенка. В ноябре ленинградцы полу-
чали в день только 125 гр. хлеба – и больше никаких продуктов. Хлеб выпе-
кали из сложной смеси ржаной, овсяной, солодовой, соевой муки с добавле-
нием льняного и хлопкового жмыха, отрубей.
Третий ученик – Я как рубеж запомню вечер:
Декабрь, безогненная мгла
Я хлеб в руке несла.
И вдруг соседка мне на встречу:
- Сменяй на платье, - говорит.
- Менять не хочешь, - дай по дружбе.
Десятый день как дочь лежит,
Не хороню, Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам, отдай ….
Ведущий – Недалеко от пшеничного поля кто-то бросил окурок. Ветер схватил его и швырнул на поле. Вспыхнуло пламя, и поднялась огненная стена. Это была смертельная схватка. Люди самоотверженно сражались с огнем. Они могли бы отступить от чудовищной стихии. Но они не дрогнули,
не отступили… Анатолий Мерзлов, Владимир Кочетов, Николай Грибов…
Этот список можно продолжить. Они пали смертью храбрых, защищая хлеб,
как воины, как герои.
Четвертый ученик – Хлеб России! Сильный хлеб России!
Как не восхищаться нам тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь, как безудержной прибой!
Хлеб России, хлеб моей Отчизны
Дюжий, богатырский, как всегда,
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.
Ведущий – К хлебу у нас на Руси относились всегда, как к божьему благословению. Сказать о хлебе худое слово считалось святотатством. Сорить хлебом – грехом. Крошки хлеба не пропадало за трапезой. И как бы ни было мало дите бросит корку хлеба, старший непременно проучит – стукнет деревянной ложкой по лбу провинившегося: «не греши».
Пятый ученик – Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол. (пауза)
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг…спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.(пауза)
- Вы кто такой? – спросили дети ,
Забыв на время про футбол
- Я пекарь, - человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
Ведущий – Мы продолжаем разговор о хлебе. И снова слово знатокам.
Первый знаток – Обряды. В России традиции, связанные с хлебом, особенно
популярны. Издавна гостей встречали самым дорогим – «хлебом – солью» что было символом благополучия и готеприимства. Однако не каждый знает
гость, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая « хлеб – соль» на рушнике, хлеб следует поцеловать. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься, хлебом и солью встречали молодых после венчания, везли хлеб вместе с приданым
невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега – клали его в колыбель к новорожденному. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим: говорили заберешь его счастье и силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам - постигнет бедность.
Второй знаток – Обычаи. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Изменяется жизнь,
переоцениваются ценности, а хлеб – батюшка, хлеб – кормилица остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встре-
чали вернувшихся с войны, хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте.
29 августа у всех православных христиан праздник – Спас Нерукотворный, который иногда называют Спасом Хлебным, так как к этому времени уже заканчивался сбор пшеницы и ржи: «Спас хлеба припас».
Ведущий – У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее – хлеб это жизнь.
Многие при слове «ХЛЕБ» вспоминают различные поговорки и пословицы.
( слово учащимся )
Ведущий – Вот и подошел к концу наш интересный, важный разговор о хлебе. Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна отдает должное этому великому творению. Ежегодно в Москве проходит «Праздник хлеба».
В Петербурге открыт в 1988 году единственный в России Государственный
музей хлеба, в нем представлено около 19 тыс. экспонатов, посвященных хлебу.
Коллективное чтение учащихся стихов.
СЛАВА ХЛЕБУ
Слава хлебу на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел труда и сил.
Вот он Хлебушко душистый
Вот он теплый золотистый
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал - пришел
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем.
Ведущий – И так сделаем вывод из всего сказанного. Это все же, наверное,
правила, по которым нам с вами ребята надо жить:
1. Береги хлеб, он дорого достается.
2. Никогда не бросай хлеб.
3. Не оставляй недоеденных кусков.
4. Продлите жизнь черствому хлебу.
5. Поднимайте брошенный хлеб, отдавайте птицам, но не оставляйте на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Заканчивая наш классный час прочтем слова поэта «К вам обращаюсь сыновья, свои или чужие: Отчизна, Хлеб, Любовь, Семья – понятия святые!»









Один ученик:
Дороже и злата и соболя
Он – всем и всему голова.

У хлеба значенье особое
Державные держит права.
И так повелось это исстари!
Изба пирогами красна
Хлеб – наиглавнейшая исповедь
Пред жизнью, во все времена.

Ведущий Первый знаток – об истории хлеба.
Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тыс. лет. Правда, первый хлеб имел вид жидкой каши. Но однажды во время приготовления зерновой каши, как предполагают археологи, часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.
В древнем Египте 5-6 тыс. лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен.
Слово «Хлеб» произошло от греческого «клибонос» - горшочки специальной формы для выпечки. Самое распространённое культурное растение на земле – это пшеница. Что же означает это привычное для нас слово? В толковом словаре живого великого русского языка В.И.Даль пишет: «Пшеница, женского рода – хлебное, колосовое растение. Слово пшеница - А вот еще одна интересная и немного забавная история, которую нашли наши знатоки на страницах книги Гиляровского «Москва и москвичи.
Второй ученик – На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел
- Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел, его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит
Он точно знает: хлеба нет!

Второй знаток – На Тверской улице высится здание бывшего булочника Филиппова. Булочная Филиппова всегда была полна покупателей. Черный хлеб, калачи и сайки ежедневно отправляли в Петербург к царскому двору. Пробовали печь на месте, да не выходило. – Вода невская не годится ! – объяснял Филиппов. И вдруг появилась новинка – это сайка с изюмом. Вышло это очень просто. Каждое утро горячие сайки от Филиппова подавались к чаю тогдашнему диктатору Москвы генерал – губернатору Закревскому. Э…то что за мерзость ! Подать сюда булочника Филиппова – заорал как – то властитель за утренним чаем.Слуги, не понимая в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.
- э…то что ? Таракан ? – и сует сайку с запеченном тараканом.
- и очень даже просто ваше превосходительство, - поворачивает перед собой сайку старик.
- это изюминка - с! И съел кусок с тараканом.
- врешь, мерзавец.! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!
Бегом взбежал в пекарню Филиппов схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и ввалил.
Через час Филиппов угощал Закревсого сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было.
Ведущий –Мы привыкли, что хлеба на нашем столе вдоволь,а еще и сладости
Но были и другие дни, лихие годы. Занималась над землею заря. По-рассвет-
ному тихими и прохладными были улицы городов. Вероломно, без объявле-
ния войны, фашистские полчища вторглись на нашу землю. Началась Вели-
кая Отечественная война. Горели хлеба, кричали младенцы на груди умираю-
щих матерей. Сумеете ли вы понять, что выстрадал наш народ в эти годы?

Третий ученик – Я как рубеж запомню вечер:
Декабрь, безогненная мгла
Я хлеб в руке несла.
И вдруг соседка мне на встречу:
- Сменяй на платье, - говорит.
- Менять не хочешь, - дай по дружбе.
Десятый день как дочь лежит,
Не хороню, Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам, отдай ….

Четвертый ученик – Хлеб России! Сильный хлеб России!
Как не восхищаться нам тобой,
Если ты из неоглядной сини
Хлещешь, как безудержной прибой!
Хлеб России, хлеб моей Отчизны
Дюжий, богатырский, как всегда,
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.
Пятый ученик – Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол. (пауза)
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг…спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.(пауза)
- Вы кто такой? – спросили дети ,
Забыв на время про футбол
- Я пекарь, - человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
СЛАВА ХЛЕБУ
Слава хлебу на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел труда и сил.
Вот он Хлебушко душистый
Вот он теплый золотистый
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал - пришел
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем.


Категория: | Добавил: MatveevaTF (11.11.2012)
Просмотров: 6637