Публикации (Методические разработки) » ИЗО
Конструирование цветов


Путешествие в страну цветов


Цель:

Показать межпредметную связь черчения, ИЗО, математики и биологии – конструирование цветов из простых геометрических фигур и тел.

Задачи:

Дать учащимся представление об основных геометрических фигурах и телах, строении цветов.


Развитие творческих способностей учащихся к конструированию, моделированию, развитие пространственного мышления.


Применение полученных знаний в практической деятельности.


План урока:

Эвристическая беседа – презентация разнообразия цветов, геометрических фигур и тел.


Обсуждение образов цветов и конфигурации цветов и их технического исполнения.


Создание эмоционального фона: чтение стихов.


4. Физкультминутка

5. Практическая часть (звучит музыка Чайковский "Вальс цветов").

6. Демонстрация работ и обсуждение результатов.

Материалы урока:

Трудно представить человека, равнодушного к цветам! Жизнь цветка не долговечна, но сколько радости и тепла она оставляет в нашем сердце. Прекрасная возможность продлить жизнь цветка и оставить о нем воспоминания – научиться их рисовать. Признайтесь, вы бы с удовольствием научились рисовать цветы!

Да, конечно, все цветы – очень разные и по форме, и по цвету. Одни – круглые, как солнышко, другие – как чаша или купол, третьи напоминают колпачок (или конус). Но если присмотреться, то можно найти сходство с геометрическими фигурами. Вы, наверное, удивитесь, узнав, что практически любой цветок можно нарисовать, используя простейшие геометрические фигуры и тела. Художники такой способ рисования называют – конструктивным.

Какие фигуры вы знаете?


Давайте научимся рисовать их без использования линейки и циркуля. Это не так сложно, надо только постараться и, что называется, набить руку.

А теперь попробуем преобразовать эти "плоские" фигуры в объемные геометрические тела.


Попробуйте нарисовать разные на вид тела, используя разные пропорции – разные размеры каждой из составляющих частей фигуры.

А теперь попробуйте сопоставить форму какого-нибудь цветка с рассмотренными фигурами и телами. Например, не напоминает ли вам колокольчик конус? А ромашка может быть "вписана" в овал, а значит рисовать ее можно именно используя овал.

Конечно, рисуя цветы конструктивным методом надо помнить, что это не технический чертеж, а "живой" рисунок. Вложите свою душу, фантазируйте, подходите творчески и все у вас получится.

Сначала представьте общую форму, разделив отдельные части на просты геометрические фигуры. Это поможет в рисовании.

Итак, алгоритм рисования следующий:

Рассматриваем предмет (цветок). Определяем геометрические формы конструкции.


Определяемся с общей основной формой. Затем определяем пропорции. Именно пропорции придают похожим предметам характерные, отличительные черты.


После того как основная форма вырисована, можно приступать к "декорированию" цветка – добавляем мелкие детали и уточняющие линии.


Тренируйтесь как можно больше. Добейтесь автоматизма при рисовании характерных линий. И тогда со временем ваш глазомер будет натренирован и вы сможете нарисовать букет любой сложности.


А теперь о конструкциях некоторых цветов. Эти знания могут разобраться в самых сложных природных формах.

Затем показываются плакаты, как можно нарисовать цветы из овала, купола, усеченного конуса цветы.

Техника рисования ромашки

Основная форма ромашки – овал. Вначале рисуются два овала (один в другом). Затем прорисовываются лепестки, как лучи солнца. Такая же конструкция у ноготков, подсолнуха, хризантемы.



Техника рисования мака

Научимся рисовать мак! Нарисуем овал, который станет основанием купола, перевернутого в виде чашки. Итак, основная форма мака – купол.


Чтобы нарисовать сердцевину мака, нарисуйте "бочонок", окружив их "бусинками на ножках".

Мак тоже по конструкции напоминает некоторые другие цветы – кувшинки, лютики.


Техника рисования лилии

Конус является основной формой при рисовании лилии. Затем рисуем лепестки в виде треугольников, загнутые наружу так, чтобы вместе они образовали другой конус – словно юбочку. Такая же конструкция и у колокольчика, вьюнка.



Техника рисования тюльпана

Для того чтобы нарисовать тюльпан надо сначала нарисовать купол, а затем пририсовать к нему усеченный конус. Если Вы хотите, чтобы Ваш цветок имел вид распустившегося, просто сделайте верхнее основание конуса пошире.



Техника рисования георгины

Если мы присмотримся к георгину, то нам покажется, что в нем ничего, чтобы напомнило простейшие геометрические фигуры. Он кажется наиболее сложным для рисования. Но это только на первый взгляд. Художники нашли способ рисования с помощью фигур и для георгины. Георгин - цветок многоярусный. Каждый ярус можно нарисовать в виде купола. Таким образом, общая форма георгины составляется из одетых друг на друга в несколько ярусов куполов разного размера, мелкие лепестки свернуты в виде желобков.



Таким образом, можно составлять букеты:


Стихи для использования на уроке:

Ромашка:

1. Гадают о любви.

Может тайну откроет?

Откроет, и сердце отдаст безо всяких примет.

Услада чужая

Самой-то дорого стоит:

Пускают по ветру ромашковый цвет

(Н.Тарасенко)

2. Как будто солнца луч пророс

За городским овражком,

Сияют капельки рос

Старинные ромашки

(А.Марков)





Одуванчик:

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик:

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице –

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

(Е.Серова)





Астра:

Астру с прямыми ее лепестками

С давних времен называли "звездой".

Так бы ее вы назвали и сами.

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки, совсем золотой.

(В.Рождественский)





Шиповник:

Во дни прекрасного расцвета,

Когда приходит жар и зной,

Шиповник, милый вестник лета,

Пленяет нас своей красой.

(Н.А.Холодковский)





Стих о цветах:

Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтобы рвать и срезать,

А чтоб увидеть их лица,

И доброе лицо им показать.

(Самед Вургун)






После просмотра материала на мультимидийном оборудовании, теоретической части урока, проводится физкульминутка на зрение, осанку и ручную моторику.

Затем начинается практическая часть урока. Включается музыка Чайковского "Вальс цветов". Учитель смотрит, как дети рисуют. При необходимости консультирует и помогает. В конце урока формируется "букет" из нарисованных и вырезанных цветов.

Со стороны здоровьясбережения на выполнение требований к уроку:

- соблюдение требований к воздушно-тепловому режиму, освещению, звуковому режиму, к ученической мебели;

- использование смены видов деятельности на уроке ( беседа, объяснение материала, рассматривание презентации, работа с учебным материалом, практическая деятельность);

- чередование методов (словесного, эмоционального, наглядного, аудиовизуального, практических и т.д.);

- применение методов, способствующих активизации познавательной деятельности

(проектная деятельность, групповая работа, ИКТ, проблемная и личностно-ориентировання);

- распределение видов учебной деятельности с учетом работоспособности каждого учащегося;

- соблюдение к требованиям плотности урока;

- контроль за соблюдением техники безопасности при работе ножницами, циркулем, клеем, бумагой, карандашами, красками и т. д.);

- проведение физкультминуток ( на зрение, осанку, ручную моторику),

- использование на уроках таблиц «Прыгающий взгляд» для тренировки нужных мышц глаз;

- использование на уроках музыкального оформления;

- создание комфортного психологического климата на уроке;

Использование здоровьесберегающих технологий ведет к сохранению здоровья учащихся и учителя, улучшению психологического климата на уроке, сохраняется доброжелательная, миролюбивая и комфортная обстановка, что ведет к исчезновению проблемы дисциплины. У учащихся таким образом формируется потребность в здоровом образе жизни. .


Воспитательное развитие


- Научить ребенка творческому видению, развитию его творческих способностей. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этой цели.

- Умение выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли.

- Дети сами могут выбирать сюжеты, формы и методы выполнения работы.

- Выполнение работы по выбору ( с бумагой, клеем, краской и карандашами) дает возможность предотвратить перегрузки ребенка, освободить его от страха перед трудностями, приобщить к творчеству.

- Создание коллективных работ дает возможность учащимся научиться в коллективе, уважительно относиться к инициативе товарищей. Научиться воспринимать работу целостно, как свою собственную.
 


 



[ Скачать весь документ (2.86 Mb) ] 11.11.2012, 21:47

Категория: ИЗО | Добавил: MatveevaTF
Просмотров: 2784 | Загрузок: 299 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]